Цифровая трансформация региона: основные этапы и задачи

Дмитрий Горбачев

Какие задачи решаются в рамках информатизации региона

Суть цифровизации региона – в объединении существующих информационных систем в единое целое, чтобы все системы говорили «на одном языке». Единый язык – это единая платформа решения разных задач по работе с данными.

Информатизация государственного управления – скорее эволюционный процесс, чем революционный. Опыт использования и развития информационных систем, который был получен федеральными органами, передается в регионы, точнее, сами регионы его активно перенимают, вкладывая в него свою специфику. Каждый регион специфичен: свой подход к организации цифровых процессов, собственные технологические инициативы. Но задачи общие – оцифровка ЖКХ, здравоохранения, социальной сферы, АПК, безопасности.

Основной эффект внедрения программных комплексов для населения – решение социально значимых вопросов: повышение комфорта и безопасности городской среды, предоставления государственных услуг и общественных сервисов. Экономические преимущества цифровизации в государственной сфере для регионального правительства формулируются, скорее, как вторичный результат.

Сценарии цифровизации

Первая волна внедрений ИТ-систем связана с задачами мониторинга и контроля – созданием ситуационных центров, систем видеосвязи, единого документооборота, программных комплексов для мониторинга исполнения получений, проектов и программ – то есть программных решений, которые представляют и визуализируют информацию as is, как она есть.

Второй этап – это сбор и аналитика больших данных, оптимизация на основе полученных выводов процессов государственного управления.

Третий этап – моделирование и прогнозирование возможных путей развития региона.

Цифровизация в государственных структурах субъектов осуществляется по типовому сценарию: первые шаги требуют формирования единой технологической среды – инфраструктуры или адекватных систем передачи данных, их сбора и хранения. Современные условия развития цифровых систем базируются на предпосылке, что нет необходимости собирать данные в одно место, нужно иметь единое пространство обмена.

Чтобы объединить существующие данные, необходима развитая инфраструктура, расширение каналов передачи данных и использование необходимых инструментов интеграции разнородной информации. Все эти шаги накладывают существенные требования к инвестиционной поддержке региона. Целевое бюджетное финансирование и практика государственно-частного партнерства - средства и инструменты, принятые на государственном уровне, которые есть у региона, чтобы начать работу по цифровизации.

Государственно-частное партнерство – один из вариантов решения задачи цифровизации

Модель государственно-частного партнерства (ГЧП) – распространенная форма взаимоотношений для сфер, которые являются драйверами развития государственных институтов региональной экономики. Финансирование из госбюджета таких высокозатратных направлений, как цифровизация госуправления, находит серьезные препятствия в дотационных регионах. Да и не только в них – даже регионы-доноры сталкиваются с необходимостью в первую очередь финансировать социальные проекты и откладывают на потом задачу по формированию собственного цифрового пространства.

Но затраты на создание или модернизацию, а также на повышение эффективности государственных цифровых сервисов может брать на себя бизнес, который планирует возвращать затраты за счет коммерциализации созданного им продукта.

Какие направления могут быть переданы бизнесу? В первую очередь, это транспорт, сфера услуг, в том числе ЖКХ, телекоммуникации, здравоохранение и безопасность. Наиболее успешные известные типовые ИТ-проекты по модели ГЧП – системы мониторинга, контроля и безопасности, системы видеоконтроля и фотофиксации ПДД, системы обеспечения оплаты проезда в транспорте, система предоставления публичной сети Wi-Fi в московском метро.

Основная проблема популяризации этой формы взаимоотношений бизнеса с государством в ИТ-сфере – это недостаточно проработанная нормативно-правовая база. Именно поэтому рост проектов ГЧП не такой бурный, как хотелось бы.

Чем помогут регионам российские вендоры?

Российские разработчики аналитических систем предлагают классический набор инструментов: OLAP-кубы, анализ временных рядов, предиктивная аналитика, data-mining (набор алгоритмов для определения неочевидных зависимостей).

Мы, в компании «Форсайт», предлагаем весь этот функционал в едином программном комплексе «Форсайт. Аналитическая платформа», также в ней содержатся инструменты построения хранилищ метаданных, управления НСИ, инструменты администрирования, визуализации и представления данных в требуемых форматах и разрезах.

Для аналитики данных требуются производительные серверные комплексы. С учетом импортозамещения актуальна инициатива АРПП «Отечественный софт»по формированию каталога российских разработчиков, решения которых могут быть совместимы друг с другом, при этом с возможностью работы на российском «железе».

В частности, «Форсайт. Аналитическая платформа» работает совместно с СУБД Postgres Pro на операционных Linux-системах российской разработки, таких как «Альт Линукс», «Астра Линукс», а также решениями других разработчиков класса СПО.

Читайте также

Комментарии

Подробнее о политике использования персональных данных